АТТЕСТАЦИЯ

Аттестация педагогических работников в учреждениях образования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014 № 20, от 26.11.2014 № 163, от 20.11.2015 № 131, от 11.05.2017 № 46, от 08.05.2018 № 37, от 01.08.2022 № 216, от 01.04.2024 № 36 (далее – Инструкция).
Аттестация является ключевой процедурой оценки и развития профессионального уровня педагогических работников в системе образования и имеет два основных назначения:
1. Оценка уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (второй, первой, высшей, квалификационной категории «учитель-методист») на основе анализа их профессиональной деятельности.
2. Стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда. В соответствии с Инструкцией аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, творческого и физического развития обучающихся при реализации содержания образовательных программ. Аттестация – важный этап профессиональной деятельности, который обеспечивает повышение качества работы за счет осуществления педагогическим работником самооценки и получения внешней оценки деятельности (со стороны аттестационной комиссии).
Основными принципами аттестации педагогических работников являются: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.
Реализация принципа коллегиальности обеспечивает минимизацию субъективизма и предвзятости при оценке уровня квалификации 9 педагогического работника.
Для обеспечения коллегиальности аттестационная комиссия формируется из числа педагогических работников учреждения образования, не проходящих аттестацию в текущем учебном году, имеющих, как правило, первую, высшую квалификационные категории, квалификационную категорию «учитель-методист», руководителя учреждения образования (или, по его решению, другого уполномоченного им лица) и представителя профсоюзного комитета.
Реализация данного принципа предполагает открытость процедуры оценивания деятельности педагогического работника на соответствие квалификационной категории. Принцип системности подразумевает использование различных подходов к оценке педагогической деятельности в процессе аттестации, изучение результатов деятельности за определенный период.
Принцип целостности экспертных оценок обеспечивается всесторонним анализом результатов профессиональной деятельности и подготовкой аналитических материалов в процессе проведения аттестации педагогических работников.
Составы групп для изучения педагогической деятельности формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, личной заинтересованности конкретного члена аттестационной комиссии при осуществлении всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовке соответствующих аналитических материалов.
Аттестация педагогических работников проводится на присвоение либо (в отдельных случаях) подтверждение квалификационных категорий. По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение второй, первой, высшей квалификационных категорий. По инициативе руководителя организации системы образования с согласия педагогического совета учреждения образования (совета учреждения образования), индивидульного предпринимателя может проводиться аттестация на подтверждение квалификационных категорий в отношении тех педагогических работников, которые снизили уровень своей работы и деятельность которых не соответствует установленным требованиям, либо педагогических работников, которые имеют перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет. В этом случае 10 аттестация на подтверждение квалификационных категорий является для педагогического работника обязательной.

Об особенностях проведения аттестации педагогических работников

Основные принципы аттестации педагогических работников: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.
Состав аттестационной комиссии:
руководитель или по его решению другое уполномоченное лицо;
представитель профсоюзного комитета;
Не менее 5 избранных членов из числа педагогических работников путем тайного голосования.
В состав аттестационной комиссии не могут входить педагоги, которые будут проходить аттестацию, подлежат обязательной аттестации в период полномочий аттестационной комиссии.
Состав аттестационной комиссии определяется приказом руководителя и до 1 октября доводится до сведения педагогических работников.
Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты приказа о ее создании.
Аттестационная комиссия выбирает из числа членов комиссии председателя, заместителя председателя, секретаря.
Обязательные условия допуска педагогического работника к прохождению аттестации (п.18 Инструкции):
1.Соответствие полученного образования квалификационным требованиям, которые определены ЕКСДС (определяется по диплому об образовании);
2.Наличие стажа работы в соответствии с требованиями п.19 Инструкции (определяется по трудовой книжке или иным документам, содержащим сведения о периодах работы (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству));
3.Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования (подтверждается документом установленного образца (не реже одного раза в три года).
Обязательная аттестация на подтверждение квалификационных категорий проводится по инициативе руководителя организации (в данном случае заявление от аттестуемого не требуется).
Основание для аттестации на подтверждение квалификационной категории — приказ руководителя.
Аттестационное собеседование проводится для всех педагогических работников, в т.ч. освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в соответствии с п.30 Инструкции и на присвоение квалификационной категории в соответствии с п.п.20,20-1 Инструкции.
Аттестационное собеседование — беседа с аттестуемым с целью выяснения его ин­тересов и уровня общей подготовки. Собеседование также форма пе­дагогической экспертизы, специальная беседа по актуальным вопро­сам современного образования, сложным или спорным проблемам по изучаемому предмету, устраиваемая с целью выяснения интере­сов, общей подготовки аттестуемого в соответствии с квалификаци­онными требованиями.
Сценарий аттестационного собеседования может быть следующий:
1.Заслушивание характеристики аттестуемого.
2.Заслушивание аттестуемого (самооценка, перспективы про­фессионального роста, пути совершенствования педагогической дея­тельности).
3.Заслушивание членов аттестационной комиссии с оценкой пе­дагогической деятельности аттестуемого и вопросами к нему.
4.Обсуждение аттестационных материалов.
5.Внесение предложений по итогам аттестации.
6.Вынесение решения по итогам аттестации.
Следует подчеркнуть, что при принятии решения особое внимание уделяется эффективности педагогической деятельности, резуль­татам труда, профессионально значимым личностным качествам ат­тестуемого.
В работе аттестационных комиссий учреждений образования также используются следующие нормативные правовые акты:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 22.07.2021 № 55) «Об утверждении общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих» (далее – ЕКСД).
3. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (далее – ЕКСД 28).
4. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.02.2022 № 13 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69».
5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.03.2022 № 24 «Об утверждении, введении в действие и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь». Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011- 2022 «Специальности и квалификации» (далее – ОКРБ).
6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011- 2009 “Специальности и квалификации”».

03.01.2025 — Нормативное правовое обеспечение