Статья 17. Воспитание в системе образования
1. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
2. Задачами воспитания являются:
2.1. формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
2.2. подготовка к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению, выбору профессии и труду;
2.3. формирование нравственной, эстетической культуры и культуры в области охраны окружающей среды и природопользования;
2.4. формирование физической культуры, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
2.5. формирование культуры семейных отношений;
2.6. создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности обучающегося.
3. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
4. Основными требованиями к воспитанию являются:
4.1. соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;
4.2. системность и единство педагогических требований;
4.3. преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
4.4. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.
5. Основными составляющими воспитания являются:
5.1. идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся знаний основ государственной идеологии, привитие подрастающему поколению общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
5.2. гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
5.3. духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающихся к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, формирование нравственной культуры;
5.4. эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;
5.5. воспитание психологической культуры, направленное на развитие, саморазвитие и самореализацию личности обучающихся;
5.6. воспитание физической культуры, физическое совершенствование;
5.7. формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности и важности его сохранения;
5.8. семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в соответствии с традиционными ценностями белорусского общества;
5.9. трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимися труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;
5.10. воспитание, направленное на формирование у обучающихся бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам;
5.11. воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающихся безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности;
5.12. воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;
5.13. поликультурное воспитание, направленное на формирование у обучающихся толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий;
5.14. экономическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся экономической культуры личности.
6. Воспитание осуществляется на учебных занятиях, занятиях и в процессе воспитательной работы во внеучебное время.
Воспитательная работа во внеучебное время – целенаправленная, систематическая и планируемая деятельность педагогических работников, в том числе профессорско-преподавательского состава, направленная на формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа, создание условий для самоопределения, социализации и самореализации личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Порядок проведения педагогическими работниками воспитательной работы во внеучебное время с обучающимися, осваивающими содержание образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательных программ профессионально-технического образования, образовательных программ среднего специального образования, образовательных программ высшего образования, определяется Министерством образования.
7. Цели, задачи, содержание и порядок проведения воспитательной работы с обучающимися при получении образования по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций устанавливаются актами законодательства.
Источник: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243 – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь